О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА(КОНТРОЛЯ) ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ БАД
Письмо N ВЧ356 31 октября 2004
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
24 сентября 2004 г.
N 0100/1565-04-32
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
1 октября 2004 г. N ВЧ-3563
В последние годы значительно возросли производство и оборот биологически активных добавок к пище (БАД) как отечественного, так и ввозимых из-за рубежа БАД импортного производства. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на 1 января 2004 года зарегистрировано 4609 биологически активных добавок к пище (2001 г. - 1212, 2002 г. - 1566, 2003 г. - 1831).
Вместе с этим увеличилось число обращений и жалоб граждан на недостоверную рекламу БАД относительно их свойств, приводящую к обману населения, необоснованное назначение врачами БАД вместо лекарственных средств, нарушений правил продажи БАД (доставка на дом с курьером и т.д.).
Основными нарушениями при производстве и обороте БАД являются:
- реализация БАД, в том числе в аптечной сети, без сопроводительных документов - регистрационных удостоверений (или санитарно-эпидемиологических заключений) и удостоверений о качестве и безопасности (на каждую партию продукции);
- несоответствие информации на этикетке, согласованной при регистрации, требованиям действующего законодательства;
- несоответствие продукции по содержанию основных биологически активных веществ, декларированных производителем в технической документации, на этикетках;
- различные нарушения при рекламе БАД.
Одна из основных проблем в области оборота БАД по-прежнему связана с вопросами рекламы и реализации с помощью прямых продаж (сетевые компании, телемагазины и т.п.).
В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" розничная торговля БАД может осуществляться только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). Таким образом, иные продажи (дистанционные, сетевые и др.) не предусмотрены действующим законодательством в области оборота БАД. Кроме того, в "Правила продажи отдельных видов товаров" (постановление Правительства от 19 января 1998 г. N 55) 6 февраля 2002 г. внесены изменения, в соответствии с которыми разносная торговля БАД, как пищевыми продуктами, является недопустимой.
В соответствии с действующим законодательством производитель БАД для средств массовой информации может представлять сведения только о той продукции, которая прошла государственную регистрацию (санитарно-эпидемиологическую экспертизу), а информация о составе, свойствах, действии на здоровье человека и условиях применения должна соответствовать согласованной при регистрации.
В настоящее время широко распространена реклама, в том числе через средства массовой информации, которая содержит неподтвержденные данные о составе и свойствах продукта, рекомендациях по применению (включая перечень заболеваний), отсутствии противопоказаний. Подобная реклама связана с дистанционными продажами БАД (телемагазины, реклама БАД по радио с последующей доставкой покупателю), продажа БАД через дистрибьюторов (сетевой маркетинг), что является нарушением действующих нормативных документов.
Нарушение требований относительно рекламы БАД и условий реализации приводит к многочисленным жалобам потребителей, а также к распространению продуктов, не прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу, фальсифицированных БАД, а также реализацию продуктов по поддельным документам.
В настоящее время участились случаи незаконного распространения БАД, содержащих в своем составе наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, которые реализуются под видом спортивного питания и средств для коррекции веса, при этом потребители, как правило, не информируются о наличии в указанных добавках к пище наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Аннотация к данной продукции не прилагается, упаковка не имеет пояснительных надписей на русском языке.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, связанную с многочисленными нарушениями законодательства в сфере оборота БАД, в целях стабилизации положения и осуществления контроля за их производством и реализацией, предлагаем:
- осуществлять обмен информацией об установленных фактах распространения фальсифицированных БАД, содержащих в своем составе наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества;
- проводить совместные совещания для выработки соответствующих решений, направленных на недопущение на потребительский рынок БАД, не соответствующих нормативным требованиям и содержащих контролируемые в Российской Федерации средства и вещества;
- центрам госсанэпиднадзора проводить исследования БАД и оказывать практическую помощь территориальным органам ФСКН России по определению основных биологически активных веществ, декларированных фирмой-производителем, с целью выявления некачественных, фальсифицированных и содержащих в своем составе наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества БАД на основе "Руководства по методам контроля качества и безопасности биологически активных добавок к пище";
- по выявленным фактам нарушений при производстве и распространении БАД готовить для средств массовой информации совместные материалы по информированию населения о выявленных некачественных, фальсифицированных, а также содержащих в своем составе наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества биологически активных добавках, нарушениях законодательства о рекламе и незаконных способах распространения БАД.
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Директор Федеральной службы
по контролю за оборотом наркотиков
В.В.ЧЕРКЕСОВ