"Регистр БАД" о запрете Госдумой оборота в сети интернет фальсификата БАД и ЛС ...
Государство озаботилось проблемой связанной с нарушениями в обороте ЛС и БАД посредством сети интернет. "Регистр БАД" неоднократно на протяжении своего существования говорил о запрещенных дистанционных продажах БАД, их рекламе в сети и продвижении.
10.01.2019 г. Госдума РФ приняла в первом чтении поправки к двум законопроектам, которые должны положить конец дистанционной торговле фальсификатом, в том числе через онлайн-магазины. Аргументом за повышенную жестокость наказания к производителям и продавцам поддельных лекарств и БАД является риск и угроза чужим жизням ради собственной выгоды.
Ответственность за распространение в интернете фальсифицированных лекарств и биологически активных добавок будет усилена и дифференцирована. Первым законопроектом вводится поправка в Уголовный кодекс , которая предлагает повышенное наказание за распространение поддельных лекарств через интернет. Вторым законопроектом предлагается усилить административное наказание. А именно, за продажу контрафактных лекарств или фальсифицированных БАД через СМИ или интернет - установить штрафы для граждан до 200 тысяч рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - до 800 тысяч рублей, для юридических лиц - до 5 миллионов рублей. Также возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В связи с этим "Регистр БАД" излагает свой взгляд на обнаруженную, наконец, депутатами ГД проблему. Итак. Оборот лекарственных средств через сеть интернет-аптек набрал популярность за последний 2018 год - появилось несколько интернет-аптек. До этого в сети более десяти лет развивалась и набирала обороты дистанционная продажа БАД. Так как в этом сегменте рынка больше всего отмечается нарушений связанных с оборотом БАД, то следовало бы и , соответственно, этому виду продаж уделить особое внимание.
В настоящее время контролирующим органам известны различные методы и способы реализации биологически активных добавок к пище (БАД) :
• по телефону,
• через сеть интернет,
• методом многоуровневого маркетинга (MLM),
• другими способами, которые можно отнести к разряду дистанционных продаж.
Потребителя, производителя БАД давно интересует вопрос, правомерны ли такие продажи и как регламентируются продажи БАД законодательством РФ?
Известно то, что требования к организации оборота БАД однозначно определяются СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" "... розничная торговля БАД может осуществляться только аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски)..." http://www.registrbad.ru/bad/index.php?id=37
Широкий перечень руководящих документов, имеющих отношение к обороту БАД, общественности известен - это:
1. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 г. "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом", п. 5 гласит: «Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.»
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ N 8 от 06.03.2007 «Об усилении надзора за производством и оборотом БАД» http://registrbad.ru/bad/laws.php?id=18
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ N 36 от 20 мая 2009 г. "О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)" http://registrbad.ru/bad/laws.php?id=29
4. Совместное письмо руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и начальника Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям от 31.08.04 N 0100/1130-04-32 "О взаимодействии при осуществлении надзора (контроля) за производством и оборотом БАД" http://registrbad.ru/bad/laws.php?id=27
5. Совместное письмо руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 24.09.04 N 0100/1565-04-23" О взаимодействии при осуществлении надзора (контроля) за производством и оборотом БАД" http://registrbad.ru/bad/laws.php?id=26
6. Верховный суд РФ. Гражданская коллегия. Определение №5-КГ17-146 от 10.10.2017 (страница 6) http://www.supcourt.ru/stor_pdf.php?id=1590014
7. Управление Роспотребнадзора по г. Москве. 2015.09.02. Комментарий Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года и Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/zp..
И, несмотря на такую "зарегулированность" российского рынка БАД, депутаты ГД оценили уже существующий нормативный пакет недостаточным и сочли необходимым навести порядок в сфере оборота как ЛС так и БАД.